Активы Олега Дерипаски на Урале добавили головной боли местным
властям. Одно из предприятий "РУСАЛа" в Свердловской области под
угрозой остановки. Во всяком случае, так заявил рабочим директор
Богословского алюминиевого завода. Другое, в Курганской области, может
запросто оказаться в другом городе. Об этом уральскому полпреду Николаю
Винниченко рассказал курганский губернатор Олег Богомолов. Между тем,
"РУСАЛ" доставляет хлопоты и российским властям, потому что у компании
гигантский долг и пока не понятно, как же его погашать.
О том, что Курганский автобусный завод может быть перенесен в город
Павлово, где находится еще одно предприятие Группы "ГАЗ" – ОАО
"Павловский автобус" – стало известно во время визита уральского полпреда Николая Винниченко в Курган.
Губернатор Олег Богомолов ситуацией встревожен не на шутку. По его
данным, уже издан приказ, в соответствии с которым можно говорить о
том, что холдинговая структура пытается увести производство КАвЗа в
Павлово. Скорее всего, как считает Олег Богомолов, это антикризисная
мера руководителей Группы.
В пресс-службе Группы "ГАЗ" информацию опровергли: "На
сегодняшний день не существует приказа и не принято решение о переводе
производства автобусов с Курганского автобусного завода на Павловский
автобусный завод".
В той же пресс-службе Накануне.RU заявили, что в
рамках антикризисной программы рассматриваются различные варианты
сжатия производственных площадок, а также сосредоточения
технологических линий на наиболее рентабельных площадках. "Проводится
экспертный анализ возможных вариантов развития ситуации на рынке,
просчитываются варианты оптимизации производства, моделируются
возможные последствия и риски. На данный момент на Курганском
автобусном заводе реализуется программа повышения эффективности
производства и сокращения затрат", - добавили в пресс-службе.
Справка: ОАО "Курганский автобусный
завод" более сорока лет является одним из крупнейших
автобусостроительных предприятий России. Завод был образован 14 января
1958 года для производства автобусов и специализировался на выпуске
автобусов малой вместимости. В настоящий момент "КАвЗ" производит
автобусы малого класса на шасси ГАЗ, автобусы малого класса на шасси
ЗИЛ, автобусы среднего класса ПАЗ-4230 "Аврора".
В частности, как было озвучено во время визита
полпреда в Курган, сокращение затрат заключается в сокращении
персонала. Если еще в конце прошлого года на заводе работало 1,7 тыс.
человек, то сегодня – около 1 тыс. И это еще не предел. В случае, если
завод не получит государственный заказ на автобусы (который на
предприятии ожидают уже давно), то планируется сократить еще 200
человек. Руководство компании будет ждать до июня, а потом уже
принимать решение, - отмечалось во время визита. Там же говорилось о
том, что, как минимум, КАвЗ может рассчитывать на заказ на 560
автобусов, а максимум – на 2,1 тыс. Количество зависит как от объема
возможного госзаказа, так и от решения руководства компании, ведь заказ
будет сделан не конкретно Курганскому автобусному заводу, а всей
Группе, и уже она определит, на что потратить средства.
Однако даже 560 автобусов – немалое число для КАвЗа, учитывая, что в
феврале произведено лишь 22 машины. Больше производить пока нет смысла,
так как на складах предприятия стоят 280 автобусов. В Кургане полпреду
рассказали, что на сегодняшний день завод, чтобы не быть в убытке,
должен производить 50 автобусов в месяц, а до кризиса "точка
безубыточности" составляла 170 автобусов в месяц.
Вместе с тем, предприятие рассчитывает в 2009 году произвести 600
автобусов и получить к концу года выручку в размере 1 млрд руб.
(правда, не понятно, учитывается ли в этой сумме госзаказ). Для
сравнения: в 2008 году выручка была 2 млрд руб., а, по словам
управляющего директора КАвЗ Олега Шалаева, убытки составляли 90 млн руб.
Полпред Николай Винниченко дал свою оценку сложившейся ситуации:
снижение объемов производства и численности персонала говорят о том,
что завод гибнет. Полпред также отметил, что свяжется с Олегом
Дерипаской для обсуждения вопроса о возможном переносе предприятия.
Вместе с тем, у курганского губернатора Олега Богомолова есть и другие претензии к руководству группы "ГАЗ"
– налоги. Так, за 2008 год КАвЗ заплатил в бюджет 6 млн руб., тогда
как, например, Курганстальмост - 240 млн. "Куда уходят деньги? Ни в
бюджете, ни в производстве их нет. Собственник делает все, чтобы здесь
присутствовать номинально. Похоже, он уводит потоки в Павлово!", - возмутился губернатор.
Если же в Павлово будет уведено все производство, то региональный бюджет лишится даже тех 6 млн, не говоря уже о пополнении армии безработных, которых нужно будет переучивать, ставить на учет и платить им пособие.
Между тем, несмотря на заверения Группы "ГАЗ" в том, что пока
никаких решений не принято, возможность переноса производства вполне
реальна.
"Это может быть сделано для сокращения административных
издержек. Группа "ГАЗ", которая столкнулась с сильным падением продаж
(за январь-февраль продажи "ГАЗелей", например, снизились на 66%)
работает над тем, чтобы оптимизировать производственные процессы,
сократить издержки и, вероятно, перенос производства автобусов
рассматривается в рамках антикризисной стратегии. Сейчас, думаю, было
бы логично осуществить перенос производства", - высказал Накануне.RU свое мнение аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак.
Не менее серьезные проблемы сейчас и у другого актива Олега
Дерипаски, входящего в ОК "РУСАЛ", Богословского алюминиевого завода.
Как рассказали Накануне.RU в профкоме предприятия,
директор Олег Буркацкий провел собрание, на котором рассказал рабочим
об экономической ситуации в области, о себестоимость продукции и
предложил принять решение: или всем снижают зарплату на 30%, или будет
остановлен завод. "Рабочие должны это решение принять как будто бы
сами. Сейчас рассматривается вопрос о снижении тарифов на
электроэнергию, и если положительное решение будет принято, то никакого
снижения зарплат, остановки предприятия не произойдет", - сообщил Накануне.RU один
из участников собрания, попросивший не называет его имя. Он отметил,
что средняя зарплата на Богословском алюминиевом заводе составляет
20-23 тыс. руб., а некоторые рабочие получают по 30-35 тыс. руб. в
месяц. Сокращение рабочих часов и дней не произошло, но кто-то
добровольно уволился, когда предложили перейти на другую должность с
совершенно иной зарплатой – порядка 12 тыс. руб. в месяц.
Справка: Богословский
алюминиевый завод – комплексное предприятие по производству алюминия и
глинозема. Третье предприятие в СНГ по объему производства глинозема. В
1944 году завод выдал первые тонны глинозема, в 1945 году – первый
алюминий. Основная продукция – первичный алюминий, глинозем, анодная
масса, алюминиевые сплавы, протекторы для защиты от коррозии. В 2008
году завод произвел 185,6 тыс. т первичного алюминия, а также 1 млн 84
тыс. т глинозема.
Сейчас, по словам собеседника Накануне.RU,
все ждут решения о тарифах на электроэнергию, но если оно и будет
отрицательным, то рабочие могут не согласиться с тем, чтобы проблемы
собственников завода решались за их счет. "Мы не верим, что будет
остановлен завод, он потянет за собой целую цепочку. Бокситы нам
поставляет СУБР, если остановимся мы, остановятся и они, остановится
Богословская ТЭЦ. Налоги, которые мы платим, тоже не будут поступать в
бюджет. У людей неоднозначные настроения, но большинство склоняются не
подписывать согласие на понижение зарплат", - добавил участник собрания.
Как заявили Накануне.RU в департаменте информационной политики губернатора Свердловской области, накануне на
антикризисной комиссии были затронуты проблемы "РУСАЛа". Так, министр
промышленности и науки Свердловской области Анатолий Гредин подчеркнул,
что ситуация на СУБРе, Богословском и Уральском алюминиевых заводах
сложная, объемы работ везде снизились наполовину и даже больше,
продукция не имеет спроса. В общей сложности, на этих предприятиях
работает более 10 тыс. человек. И хоть ОК "РУСАЛ" включена в список
крупнейших предприятий, рабочей группой подготовлено соглашение об
урегулировании тарифов. Но данный вопрос может быть решен только на
федеральном уровне. А там хватает проблем, связанных с гигантским
долгом "РУСАЛа". Более $7 млрд компания должна зарубежным структурам,
еще около $6,5 млрд - российским банкам. Как все это выплачивать, не
совсем понятно.
"Компания активно работает со своими кредиторами. В частности, с
западными кредиторами ведет переговоры о том, чтобы выплаты долга
привязать к ценам на алюминий. Соответственно, в период низких цен
выплаты должны быть минимальными, в период высоких цен увеличатся. У
кредиторов выбора особо нет. Банкротство "РУСАЛа" – не вариант, в
случае продажи активов их стоимость была бы гораздо меньше того долга,
который сейчас у компании", - обрисовал ситуацию аналитик Unicredit Aton Марат Габитов.
Он уверен, что на выплату процентов по долгам у компании в любом случае
есть деньги, а цены на алюминий будут низкими не бесконечно. Правда,
то, что они в обозримом будущем повысятся до такой степени, что
проблемы "РУСАЛа" вдруг решатся, маловероятно.
У "РУСАЛа" есть еще один путь. Недавно компания договорилась с ОНЭКСИМ о реструктуризации долга в
$2,8 млрд. $2 млрд будут конвертированы в акции "РУСАЛа.". Этой же
дорогой могут последовать другие кредиторы, если захотят. "Зеленый
свет" не так давно дал первый вице-премьер Игорь Шувалов,
заявив, что правительство санкционировало допуск иностранцев в капитал
предприятий, которые до сих пор считались неприкосновенными, и эта
схема может быть применена к "РУСАЛу". "Правительство может и не
возражать против того, чтобы зарубежные компании получали доли в таких
компаниях, как "РУСАЛ", если это будет лучшим способом возвращения
долга", - говорил первый вице-премьер. Вот только будет ли это лучше для уральских предприятий, на которых работают тысячи людей, неизвестно…
http://www.nakanune.ru/articles/13944?print=1